Астролог Елена Боэль (elena_boel) wrote,
Астролог Елена Боэль
elena_boel

Categories:

Читаем "Записки человековеда" Авессалома Подводного...

Сегодня у этого гениального человека день рождения, жаль, что праздновать уже некому, но есть книги. Некоторые из них есть в свободном доступе на его сайте, вот ссылка :
http://www.podvodny.ru/school/textbooks/
А здесь отрывок из книги "Записки человековеда"



Черепица 26

Этапы пути к высшему "я"

Читательница О. (Москва) спрашивает:
"Есть ли люди, у которых нет высшего "я"?
Можно ли привить человеку высшее "я" искусственно? Или пробудить дремлющее высшее "я" (или "забитое" человеком)?
Какими способами и методами это можно сделать?
Почему люди вспоминают о Боге в основном только, когда их хорошенько прижмет?
И для того ли их прижимает, чтобы они вспомнили?"

Многие читатели спрашивают меня о своей жизненной миссии: в чем она заключается? Как ее определить? Как сделать свою жизнь более интересной, насыщенной, соответствующей тому, какой она должна была бы быть?
Я думаю, что подсказки со стороны высшего "я" идут постоянно - но им что-то мешает, и это что-то есть не что иное, как иные варианты "я", о которых я сейчас пишу книгу (вторую версию "Человека Многоликого"), и ниже привожу некоторые соображения, навеянные этой книгой.

Общая теория, то есть древняя индийская философия и философия буддизма, утверждает, что высшее "я" (природа Будды) есть у каждого человека, но не все люди ее осознают: все мы будды, но по большей части "затуманенные будды".

При этом что такое "природа будды" и обещанная ею способность "видеть вещи, как они есть", нигде толком не уточняется: имеется в виду, что когда обретете просветление, сами увидите. Сам Гаутама Будда, понимая потребность людей задавать вопросы, на которые они в принципе не могут получить ответы, не был склонен высказываться на темы природы Бога и природы будды, а предлагал ищущим пути определенные практики, ведущие в итоге к просветлению и избавлению от страданий воплощения в нехороших мирах (в том числе человеческом), но не предполагающие слишком ясного понимания цели духовного путешествия.

И это - принципиальный момент: человек может увидеть свое будущее и постичь свою миссию, не говоря уже о высшем "я", лишь в ограниченной степени, определяемой его текущим уровнем эволюционного развития. Да среднему человеку многое увидеть было бы и обременительно: слишком яркий свет в конце тоннеля ослепляет глаза либо делает неровности его стен слишком откровенными.

Многие люди понимают высшее "я" и миссию как нечто пассивное: высшее "я" можно искать, а можно этого и не делать; миссию можно исполнять, а можно про нее забыть и заняться текущими делишками и мелкими соблазнами, и в них погрязнуть. Однако чем ближе человек приближается к своей истинной природе и чем лучше он видит свою миссию, тем больше он убеждается в активности своего высшего "я" и в неизбежности исполнения своей миссии; вопрос заключается лишь в том, исполнит он ее добросовестно или халтурно, будет ему интересно жить или скучно. Проблема "не ощущения" человеком своего истинного "я" и "не видения" им своей миссии по большей части надуманна: реально человек боится не то, что увидеть, но даже издали подпасть под влияние своего высшего "я" - просто потому, что боится, что оно займет место эго, или социально понимаемого "я", и хотя бы немного потеснит последнее с занимаемых им позиций. И тогда человек потеряет не то, что свой социальный статус или иные социальные наработки (деньги, жилище, профессию), а нечто гораздо более субъективно-значимое: свою самоидентификацию, то есть ответ на вопрос: "Что (кто) есть "я"?". Дон Хуан, учитель Карлоса Кастанеды, не раз говорил ему, что чувство собственной важности - дракон с десятью тысячами голов, и здесь человек сталкивается именно с этим: приближение к высшему "я" неизбежно ведет к понижению собственной значимости - вплоть до полной утери подсознательного ощущения собственного морального веса и авторитета. Однако, странным образом, постфактум человека это не тревожит - ему есть, чем заняться и есть, на что ориентироваться, и это для него самое главное.

Высшее "я" ощущается человеком в те моменты, когда человек к нему обращается, а его поддержку получает в той степени, в которой он в ней нуждается. Поэтому разговоры о том, что высшее "я" далеко, что оно неощутимо и т. п. ведут люди, которым для их жизни вполне хватает их социального "я", и пока это так, голос высшего "я" и не будет слышен. И такие люди не вспоминают о Боге, даже если их "хорошенько прижмет", или вспоминают о Нем в стиле литовской пословицы: "Костел близко - Бог далеко". Сильные неприятности и даже беды - лишь косвенный повод для того, чтобы изменить мировоззрение и непосредственное поведение в мире, но не императивная причина для этого. Принцип: "Гром не грянет - мужик не перекрестится" работает лишь на низких уровнях эволюционного развития: развитый человек обращает свои взоры на высшее "я" при минимальной в том необходимости, а не при резком крушении своих планов или текущего социального статуса, ибо такое крушение означает, что со взаимодействием со своим высшим началом человек сильно запоздал.
Проблема связи с высшим "я" - это в первую очередь проблема неверной самоидентификации, то есть подмены понятия личности. У каждого человека есть устоявшееся подсознательное представление о том, что такое есть его "я", и когда это представление входит в резкий контраст с влияниями высшего "я", возникают психологические и жизненные проблемы, которые с рациональной точки зрения объяснить сложно. Как говорил с отчаянием в голосе один мой знакомый, красивый юноша лет под тридцать: "У меня есть отличная телка, есть хорошее пиво - ящик! - а кайфа - НЕТ!"

Таким образом, важным аспектом развития человека является эволюция его взглядов на собственное "я", и если человек на каком-то этапе этой эволюции застревает, у него возникает внутренний конфликт и неудовлетворенность жизнью.

Ниже описаны основные этапы самоидентификации и проблемы, возникающие, когда человек слишком застревает на этом этапе.

Этап 1. Актуальная самоидентификация. Этот человек идентифицирует себя как автора своего текущего поступка или переживания, и дальше не идет. Соответственно и его самооценка и самопонимание весьма узки и непостоянны, так как соотносятся с текущим моментом. Своих вчерашних обещаний, поступков и переживаний этот человек не помнит - по крайней мере, он не воспринимает их как лично свои. Типичные высказывания такого человека:
- Я пожарила мужу картошку, вкусную - я умница!
- Я вчера это обещал? Именно я? Не помню, совершенно. Наверное, это был кто-то другой.
- Я гадкий. Очень противный сегодня, грублю всем подряд. Ой, нехороший я очень!
Для этого человека не существует обязательств, этики как таковой (в отрыве от непосредственного поступка), а Бога он мыслит как Непостижимое Существо, прямо вмешивающееся в мир и творящее там конкретные осязаемые чудеса.
Искушения человека, который застревает на этом этапе самоидентификации - узость сознания, неспособность вести сколько-нибудь длительные ответственные программы, мелкотравчатость, подпадение под влияние жестких эгрегоров и рабство у них.

Этап 2. Частная социальная самоидентификация. На этом этапе человек идентифицирует себя уже не с отдельными поступками и переживаниями, а с устойчивыми программами, которые он ведет, и принципами, на которых он стоит. Иными словами, этот человек идентифицирует себя с различными своими социальными субличностями - ролевыми, характерными или позиционными.
Ролевые субличности отвечают ролям, которые человек играет во внешнем или внутреннем мире.
Характерные субличности соответствуют различным качествам характера, которые человек за собой замечает и считает их неотъемлемыми чертами своей личности.
Позиционные субличности бывают этические и ценностные. Этические субличности соответствуют различным этическим позициям человека, на которых он (в определенных ситуациях) твердо стоит, а ценностные субличности соответствуют различным ценностям (материальным и идеальным), которыми человек обладает и которые считает важным аспектом своего "я".
Этот человек идентифицирует себя с отдельными своими субличностями, например:
- Я - артист кино.
- Я - человек смирный.
- Я - владелец трехэтажного дома в Подмосковье.
- Я - человек долга.
Идентификация с субличностью вначале прибавляет человеку ответственности за соответствующую роль, или качество характера, или этическую позицию, или объект собственности, и человек может достичь в соответствующих направлениях больших успехов - но в какой-то момент эта самоидентификация становится для него ограничивающей, и он подсознательно чувствует, что попал в рабство к своей роли (специальности), или черте характера, или этической позиции, или объекту собственности, которые становятся для него тяжелой ношей, приносящей мало удовлетворения, а также деформирующей его жизнь в целом. Тогда человек может пытаться прорабатывать эту свою субличность или переключиться с нее на другую, но и то, и другое имеет для него ограниченную ценность, пока его самоидентификация ограничивается отдельными социальными субличностями как таковыми.

Этап 3. Соборная самоидентификация. На этом этапе человек, осознавая пагубность для себя слишком сильной идентификации со своими отдельными социальными ролями или ценностями, пытается их объединять в коллектив, где каждой субличности было бы хорошо, она бы имела свое место (позицию, статус) и круг обязанностей, важных и для других субличностей и для их коллектива в целом.
Такого человека нередко называют гармонично (или всесторонне) развитым, он умеет соединять в своей жизни любовь, семью, работу, друзей, отдых и путешествия, а также оставляет место для сочинения японских пятистиший (хокку) и фотографии, и для его самоидентификации важны все эти занятия по отдельности и в совокупности.
Однако социальная ориентированность, ограниченность идеалов и служения этого человека в какой-то момент становятся для него существенным ограничением: он чувствует, что даже служение человечеству в целом не является для него достаточно интересным и удовлетворительным занятием

Этап 4. Идентификация с частными архетипами. На этом этапе для человека приобретают существенную роль те его субличности, которые сами по себе не имеют отчетливой социальной ценности, то есть за них самих по себе не платят денег: это характерные и позиционные субличности, соответствующие высоким и высшим архетипам; им соответствуют достаточно абстрактные добродетели и высшие идеалы.
Людей, которые подсознательно выходят на этот уровень самоидентификации, больше, чем может показаться на первый взгляд: нередко, исповедуя внешне и держась сознательно за самоидентификацию второго и третьего этапа, человек фактически разочаровывается в социально принятых и одобренных ролях и ценностях и ищет себе что-то повыше - и находит его (подсознательно) в области высших идеалов и архетипов, которым и служит и с которыми подсознательно идентифицируется. Для того чтобы вывести это служение и эту самоидентификацию в сознание и принять ее, нужно незаурядное мужество и бунтарский дух, так как современный социум такого служения в принципе не признает; однако и жить современным представления о мире и человеке осталось, автор надеется, недолго.

Таким образом, на четвертом этапе человек посвящает свою жизнь служению определенному высшему идеалу и соответственно идентифицирует себя. Но и эта самоидентификация ограниченная, так как высшее "я" включает в себя все архетипы без исключения, а на этом этапе человек сосредотачивается на одном-двух.
Ниже описаны примеры соблазнов и проблем, характерных для застревания человека на (опорных для него) высших архетипах, с которыми он подсознательно идентифицируется, в ущерб родственным (избегаемым) архетипам той же семьи.

Архетип Ян. Девизы: "Я - деятелен", "Я знаю и сделаю". Классно? Иногда не особенно, так как подсознательно человек не уважает бездельников, да и самого себя в ситуациях, когда никакое действие не предполагается, а надо расслабляться и адаптироваться.
Соблазны: ставить эффективность выше других качеств (например, красоты), недооценивать мудрость и бессмысленное разнообразие Природы; считать, что грубое действие лучше бездействия.

Архетип Инь. Девизы и позиции: "Не противлюсь злу насилием", "Пройдет само собой", "Тише едешь - дальше будешь".
Соблазны: избегание по-настоящему острых и трудных ситуаций, где адаптация сложна и грозит существенными внутренними изменениями, а то и кризисами. Претензия на невиновность и стремление избежать ответственности.
Глобальный архетип. Девизы: "Издалека виднее", "Смотреть надо в целом".

Соблазны: недооценка деталей и мелочей, невнимательность, возведенная в принцип. Неумение быть тщательным, когда это реально необходимо.

Локальный архетип. Девизы: "В мелочах - истинное знание и труд", "Тщательность - основа любого дела".
Соблазны: неумение и нежелание взглянуть в общем, игнорирование влияния фона, высших сфер.

Творение. Девизы: "Смотрю вперед", "Жизнь - это свежесть и новизна", "Жизнь мимолетна и обманчива".
Соблазны: безответственность, нежелание переходить от игры к работе, пренебрежение философией и мудростью. Загипнотизированность текущей реальностью.

Осуществление. Девизы: "Жизнь - это циклическое повторение с малыми вариациями"; "Я уважаю реальность и ее законы", "Инструмент должен работать", "Труд, труд и труд", "Постоянный труд, чередуемый отдыхом".
Соблазны: слишком серьезное отношение к текущей реальности. Неумение легко относиться к жизни. Неумение делать серьезные, глубокие выводы. Убеждение, что эффективность превыше всего. Неумение и нежелание вовремя расстаться с сюжетом или явлением.

Растворение. Девизы: "Все в мире тленно", "Истина и Закон - высшая реальность", "Тонкости важнее плотностей", "Сюжет определяется своими итогами","Цыплят по осени считают, и радуются им тогда же".
Соблазны: игнорирование легких и веселых ситуаций, неумение безответственно возрадоваться. Высокомерие. Отвязанность от текущей реальности. Видение мира как быка, ведомого на убой.

Символический архетип. Девизы: "Главное - правильно назвать", "Имя определяет судьбу", "Символ определяет содержание", "В начале было Слово".
Соблазны: пренебрежение реальностью, не выразимой символами. Уход в иллюзорные пространства, не связанные с жизнью; самообман и обман - сознательный или бессознательный.

Содержательный архетип. Девизы: "Прямота и содержательность", "Мне есть, что сказать", "Лучше дело, чем слово о деле"; "Лучше увидеть, чем услышать; лучше потрогать и обнюхать, чем увидеть".
Соблазны: неуважение к символическому фону; примитивность видения и понимания; непонимание многозначности символов; примитивное понимание языка; однозначность поведения; служение непроверенным целям и господам.

Легко заметить, что соблазны, приведенные выше, часто относятся не к данному архетипу, а к родственному; например, соблазны янского служения связаны с плохим пониманием человеком архетипа Инь, соблазны Творительного служения - с непониманием особенностей архетипов Осуществления и Растворения, и т. д. И потому эта ситуация исправляется лишь на переходе человека к следующем этапу самоидентификации.

Идеалы четвертого этапа часто являются комплексами, соответствующими сочетанию нескольких высших архетипов, например:
Локальная Анахата - идеал возвышенной любви к любой, самой мелкой частице мира;

Глобальная Вишудха - идеал замкнутых в себе совершенных форм (этот идеал естественен для архитекторов и градостроителей);

Символическая Творительная Муладхара - идеал формулы, с помощью которой можно творить принципиально новые объекты (этому идеалу стихийно поклоняются великие изобретатели).

Понятно, что соблазны таких комплексных идеалов связаны с архетипами (и их сочетаниями), родственными для всех архетипов, участвующих в комплексе.

Этап 5. Идентификация с универсальными высшими архетипами. На этом этапе человек осознает, что нет Янского архетипа без Иньского, или что нет локального взгляда без глобального, и переходит к идентификации себя с универсальными архетипами - Диадическим, Холистическим, Диалектическим, Логистическим и т. д., то есть смотрит на мир с позиций баланса и взаимодействия всех частных архетипов той или иной универсальной семьи (см. книги серии "Высшие архетипы"), а вся остальная реальность кажется ему менее существенной; это - взгляд высоких мистиков, которые обычно склонны говорить об иллюзорности проявленного мира и истинной реальности одного лишь Бога, понимаемого без материальных атрибутов. Вопрос в данном случае заключается в том, чтобы выбрать для проработки и глубокого понимания тот универсальный архетип (а может быть, и не один), который наиболее соответствует задачам, поставленным человеку его высшим "я".

Этап 6. Самоактуализация. На этом этапе человек ощущает свое "я" разлитым по миру и теряет различия между "я" и "не-я", и ведет себя сообразно текущей ситуации, что внешне похоже на первый этап, с той разницей, что на роли актуального "я" находится высшее "я".

*

Так как же быть с жизненной миссией и ее пониманием? Могу дать такой совет: побольше работы, причем самоотверженной, и поменьше лицемерия, самопотакания и стремления к разнообразным халявным благам, в том числе и к общепринятому мировоззрению. У каждого человека в жизни есть вещи, которые его глубоко интересуют и дают глубокое удовлетворение от их исполнения. Даже если вам пока что еще только двадцать пять лет, у вас есть опыт такого рода, возможно, случайный - но оставивший глубокое впечатление истинности и важности его лично для вас. К чему вас тянет по большому счету? Чем бы вам хотелось заниматься больше всего? В чем вам хочется помогать людям и миру? Что новое вы хотели бы внести в мир? Какую профессию вы бы в самом деле хотели освоить? Представьте себе, что у вас есть все необходимые навыки и инструменты - чем бы вы хотели заниматься в таком случае?
Если у вас нет ответа на поставленные вопросы - думайте, и пока вы на них не ответите сами, пусть в общем виде, - лучше не слушайте никого другого. Консультант может помочь вам в выборе корабля и указать на подводные камни - но цель путешествия человек должен выбрать сам, иначе приплывет туда, куда пошлют его другие, а чаще всего (с собственной точки зрения) - никуда. Последнее не значит, впрочем, что жизненная миссия не будет им выполнена - просто она будет реализована на низком уровне; точнее - ниже, чем человек мог бы. Но судить его за это некому, кроме его собственного высшего "я". И пусть оно само и расхлебывает свои собственные труды. :-)

23 января 2008
Источник: http://www.podvodny.ru/school/textbooks/notes/chap9_nh.php
Tags: А.Подводный
Subscribe

  • Астросовет на 26 ноября 2020 года.

    “Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным. “ В. Ван…

  • 💫Астросовет на 30 сентября 2020 г.💫

    Последний день сентября, а вот только недавно было лето…эх.. Луна сегодня в Рыбах в соединение с Нептуном до обеда и точные дела на это…

  • 💫Астросовет на 23 сентября 2020 г.💫

    « К Ходже Насреддину пришел утомленный дорогой дервиш и сказал: - О учитель! Я долго шел по пути Любви, но в нем не оказалось Истины.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments