Астролог Елена Боэль (elena_boel) wrote,
Астролог Елена Боэль
elena_boel

Categories:

Очерки полимодальной психологии (4). Вина и обида . Авессалом Подводный



Сегодня Прощёное воскресенье. Даю отрывок из блога Авессалома Подводного на эту тему:
"Простить обиду? Это обычное требование многих религиозных систем. С. Гроф пишет, что упорное нежелание прощать обиду может быть поставлено в один ряд с нанесением этой обиды и является серьезным препятствием к интеграции личности. Однако в какой позицию ставит себя человек, прощающий обиду? Не слишком ли много он при этом на себя берет? Это вопрос очень серьезный и весьма похожий на вопрос об отпущении грехов. Бог, вероятно, может отпустить человеку грех – но может ли сделать это другой человек?
Человек, заявляющий: "Я прощаю Гитлеру его грехи перед человечеством", - как будто слишком много на себя берет, не так ли? Но и заявляя партнеру: "Я прощаю тебе нанесенную тобой обиду", - не ставим ли мы себя слишком высоко? Может быть, нанесенный им ущерб таков, что так просто не может быть прощен обидчику? И тот должен искупить свою вину делом, причем достаточно трудозатратным и жертвенным? А мы, на словах прощая его, в действительности вводим его в заблуждение, так как истинного прощения Всевышнего он пока еще не заслужил? Да, да, именно так: человек отвечает за нанесенные им обиды не только (и не столько) перед обиженным им существом, но и перед Всевидящим Богом. И слишком легко прощая партнеру обиду, мы фактически вводим его в заблуждение, так как закрыть соответствующий гештальт может быть не в наших силах.
И подсознание это отлично чувствует. Если партнер перед нами сильно провинился, то так запросто "простить" его не получается. Серьезная обида имеет свою карму, и пока она не изжита, с ней приходится считаться. На эту тему есть прекрасный рассказ Сомерсета Моэма «Сила обстоятельств», и читатель с пользой для себя может с ним познакомиться.
В реальности подсознания вопрос о «прощении обиды» вообще не стоит. Обида может постепенно уйти и эмоционально забыться, а может оставаться и мучить человека, и попытки "прощения" обидчика суть не что иное как попытки договориться с собственным подсознанием, то есть уговорить его, что ничего страшного не произошло. А если произошло? Если ущерб, нанесенный подсознанию, таков, что так просто рана не заживает и нужны специальные меры? Не будет ли в таком случае лицемерием "прощение" на словах?
К нанесенной подсознанию ране следует относиться с уважением и пониманием. Если она серьезна, то нужны большие и иногда длительные усилия для того, чтобы она зарубцевалась и перестала болеть, и к серьезной обиде это относится в полной мере."
Полный текст здесь: Очерки полимодальной психологии (4). Вина и обида
http://www.podvodny.ru/blogs/Notes_Blog/polyessay4.php

Tags: А.Подводный
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment