Астролог Елена Боэль (elena_boel) wrote,
Астролог Елена Боэль
elena_boel

Category:

Четырёхаспектное служение архетипу. И про танцы...


Подсознание: как оно служит человеку и управляет им

Греческое слово архетип в переводе означает первообраз. С легкой руки знаменитого швейцарского психолога Карла Юнга оно вошло в западную культуру ХХ века в значении "универсальный образец", и хотя сам Юнг понимал архетип достаточно конкретно - как универсальный мифологический сюжет или символ, присутствующий в большинстве религиозных культур - впоследствии значение этого слова было расширено до представления об универсальном символе, который может по-разному интерпретироваться в любых обстоятельствах, не теряя при этом своего основного звучания.

Ниже отрывки из книги про обещанные ранее архетипы и служение им. Во второй части подробно разобрано служение на примере архетипа Танца.


"Полноценное служение архетипу является четырёхаспектным, и схоластическое служение – один их этих четырёх аспектов. Однако человек может служить архетипу чисто схоластическим образом, то есть исключительно находясь на абстрактном уровне. Он по своей миссии должен, например, служить архетипу Любви – и он сочиняет (или читает) философские трактаты на эту тему, но никого из людей и животных не любит. При этом каждый раз, когда он произносит слово «любовь», он впадает в некоторый раж или транс, но не потому, что он служит какому-то эгрегору, а потому что при этом он служит, пусть не на высокой октаве, архетипу Любви, и тот человека поддерживает.

Однако чрезмерная схоластика затемняет энергию архетипа, сочетая его нередко с чужеродными для него архетипами, проводя бессмысленные классификации и т.п., когда вместо того, чтобы реально четырёхаспектно служить своему архетипу, человек служит ему только схоластически, то есть лишь в одном из этих четырёх аспектов. Например, он должен много и интенсивно работать, а вместо этого он рассуждает о слове «работа» или о безделье. Он пишет философский трактат о взаимоотношении работы и безделья, об искоренении безделья как важнейшей части жизненной миссии рабочего человека. Я думаю, что каждый из вас легко может написать на эту тему если не философский трактат, то вступительный реферат в аспирантуру страничек на пятнадцать. Но это совсем не заменяет реального труда и четырёхаспектной проработки архетипа Трудолюбия, о котором чуть ниже. При этом имя архетипа, которому человек служит схоластически, постоянно его употребляя в разных сочетаниях с другими абстрактными понятиями, его действительно вдохновляет и вводит в положительное состояние, - если это слово «прописано» человеку высшим «я» по его миссии – тогда это положительный якорь. Но он может бояться этот архетип активировать сколько-нибудь плотно, а как именно – об этом далее.

Итак, мы рассматриваем четыре аспекта служения архетипу. Мы уже рассмотрели схоластическое, или абстрактное, служение архетипу, соответствующее стихии воды, и оно чрезвычайно полезно как предварительная фаза его освоения, как предварительная настройка. На Востоке, эта фаза является основной, и человек нередко ей посвящает ей год или два жизни. Например, начинающий буддист может просидеть год, медитируя на тему сострадания, просто на этом слове, на самом понятии. С точки зрения русского человека такая медитация это достаточно пустое занятие: мы понимаем служение идее сострадания прежде всего, как конкретное действие – например, помощь страдающему существу. Но что такое сострадание, а что не есть сострадание? Вопрос этот в действительности не очень простой. Буддийская традиция говорит, что иногда, когда карма живого существа подошла к концу, следует помочь ему закончить его жизненный путь, то есть умело убить, попросту говоря, так, чтобы оно в следующем воплощении удачно воплотилось, и это особое искусство, которое тоже входит в понятие сострадания. Я сейчас излагаю доктрину тибетского буддизма, но согласитесь, что это нетривиальный взгляд, до него надо додуматься. И самое главное – понять, где пролегает та граница, до которой мы должны поддерживать живое существо, избавляя его от страданий, а после которой эти страдания остановить, его умертвив. Каждый хозяин домашнего животного с этой ситуацией рано или поздно может столкнуться, эта тема достаточно важная, как и тема эвтаназии.

Следующий вид служения архетипу – это воплощающее служение. Это нисходящая трансляция в Конкретный мир энергии (или матрицы) архетипа. Целью такого служения является материализация данного архетипа: его воплощение в виде объекта, если это порождающий архетип; или же его в виде окраски того или иного конкрета – если это окрашивающий архетип.

Третий вид служения в нашем списке – это конкретное служение архетипу. Это работа с объектами Конкретного мира (имажами, тактаками и т.д.) несущими на себе окраску архетипа или с воплощениями данного архетипа, а также это подготовка конкрета к проявлению в нём архетипа. Например, художник воплощает в своих творениях архетип Красоты. Однако перед тем, как писать картину, ему нужно сбить подрамник, натянуть холст, его загрунтовать, выложить краски на палитру. Вся эта деятельность есть конкретное служение архетипу Красоты, хотя на поверхностный взгляд кажется, что она имеет к этому архетипу лишь косвенное отношение, однако в действительности она необходима для его воплощения.

Важный пример конкретного служения архетипу – это овладение базисными техниками, чего очень не хватает современной цивилизации. Она часто их игнорирует, однако в деле общения с архетипом всегда есть базисные техники, которые необходимы для того, чтобы с ним взаимодействовать, хотя сами по себе они к нему прямого отношения не имеют. Что это такое? Например, это отработка внимания, реакции и силы у рукопашного бойца. Есть архетип Рукопашной Схватки, и для того чтобы ею успешно заниматься, надо вне ситуации схватки долго и старательно тренироваться, вырабатывая необходимые для бойца качества. То же самое относится и к балету… Балерина значительную часть своей жизни проводит у станка, где архетип Танца прямо не светит, но где-то у неё в психике он при этом есть, хотя прямого отношения к отработке отдельных движений он не имеет.

Ещё примеры. Выработка зоркости у художника; отработка наблюдательности и артистизма у психолога. Подстройка к другому человеку, наблюдательность и артистизм человековеду – практику совершенно необходимы. Вы должны уметь изобразить всё, что угодно, чтобы ваш клиент вам поверил. Без этого вы эффективным практиком быть не сможете, потому что люди очень разные. Кому-то ваше естественное поведение будет комфортным, он стане вам доверять, и ваши сова прозвучат для него убедительно; а для кого-то их надо произнести в манере, которая вам совершенно не свойственна. И вы должны не просто её воспроизвести, но воспроизвести её убедительно, так чтобы человек вам поверил. Это совершенно необходимая базисная техника, которой большинство астрологов не владеет вообще, а что касается конкретных психологов практиков, то они уделяют ей очень мало внимания, гораздо меньше, чем оно стоило бы, и в итоге уменьшают количество своей клиентуры в десятки раз.

И последний вид служения архетипу – это ценительное служение. Оно представляет собой трансляцию из Конкретного мира, информирующую и поддерживающую архетип (или иногда разрушающую его – в общем, как-то его модифицирующую) Это работа критика, ценителя, знатока, искусствоведа, аналитика. Причём восторг, который испытывает человек, свидетельствующий данный архетип, то есть обнаруживающий его присутствие в том или ином объекте, - ничуть не меньший, говоря гормонально, чем восторг творца, который этот архетип воплощает. Я написал на эту тему такой афоризм:” Поэт не знает счастья читателя’. Зато поэт знает счастье творца, когда он воплощает архетип Поэзии, сочиняя стихотворение. У поэта один восторг, а у читателя - другой: восторг читателя приходит, когда он читает стихотворные и оно его вдруг “пронимает”, так что он чувствует: вот она, настоящая Поэзия! В этот момент стихотворение     поднимает его до уровня архетипа Поэзии, и читатель в этот момент ощущает причастность к нему – таков восторг ценителя. То же самое относится и к восприятию музыки, и других искусств.

Таковы четыре вида служения архетипу. И если вы хотите полноценно служить своему архетипу, то вы должны знать и практиковать все эти четыре вида служения. Хотя психологически какие-то из них могут выказывать у вас восторг, какие-то могут казаться недостижимыми, а какие-то вызывать отвращение. Например, современная танцевальная культура совершенно не предполагает сколько-нибудь серьёзного конкретного служения архетипу Танца.  Как происходит обучение в танцевальных клубах? Включают музыку, под которую двигается танцор профессионал, повернувшись к вам спиной и лицом к зеркалу, а вы просто повторяете его движения и стараетесь получить удовольствие от того, что происходит (то есть движения танца для вас трудны и непривычны). Но, тем не менее, именно это считается нормальным для обучения. Я сейчас обучаюсь танцам, изучаю это явление, как оно сейчас в Москве представлено. Я спрашиваю преподавателей: «Что дома делать?» - и встречаю недоумение. Я спрашиваю учащихся: «Занимаетесь ли вы дома?» Мне отвечают: «Конечно, нет, мне же некогда»

На тему: «Некогда» - маленькое отступление. Это стандартный ответ я услышал немножко в другом контексте. В одном западном фильме герой начинает ухаживать за понравившейся ей барышней и с места в карьер начинает спрашивать о её сексуальных предпочтениях: «Нравятся ли вам девочки, нравятся ли вам мальчики, нравится ли вам оральный секс, анальный секс?» И на вопрос: «Нравятся ли вам девочки?»  - она отвечает: «Да, нравятся». «А, так ты спишь с девочками?» Она отвечает: «Нет». Он спрашивает: «А почему?» На что она выдаёт тот самый ответ: «А мне некогда».

Но иногда ответ: «Мне некогда», - всё-таки не звучит. Например, когда человек учится танцам, а ему «некогда» выучить основные движения, то это значит, что он всё-таки учиться не хочет. Я думаю, что вы со мной согласитесь. Так же, как и аналогичный ответ на вопрос: «Почему ты не спишь с девочками?»  - означает, что подсознательно героине всё-таки этого не очень хочется, или даже совсем не хочется. Если у вас есть отчётливый негатив хотя бы к одному из четырёх видов служения, это значит, что ваше подсознание по каким-то причинам не хочет полноценно служить этому архетипу. И вам надо договариваться с подсознанием, или прекращать заигрывания с этим архетипом. Потому что все четыре аспекта служения архетипу нужны. А я, чтобы этот материал не был слишком абстрактным, разберу в завершение нашего сегодняшнего разговора, несколько примеров четырёхаспектного служения архетипам.

P/S Рассмотрю здесь четырёхаспектное служение на примере архетипа Танца.
Архетип Танца.
Муза Терпсихора. Раз была муза, значит, архетип Танца и служение ему принималось древними греками серьёзно.
Схоластическое служение танцам – что это такое? Я думаю, вы сами понимаете – это медитация на теме танца, трактаты о различных танцевальных стилях, сравнения различных видов танцев, их квалификация. И какие-то кусочки этой схоластики есть на рекламных листовках тех школ и фирм, которые преподают эти танцы, без этого никуда не денешься. Например, из этих рекламок можно узнать, что бачата происходит из сальсы, а реггетон – это «латинский» весьма энергичный танец, и его лучше учить во вторую очередь. Схоластика в танцах – это такого рода вещи: откуда происходит танец, какие за ним философские идеи, - и без этого иногда не обойдёшься. И эти сведения дают   вдохновение для воплощающего служения, когда вы вдохновенно этот танец танцуете. Конкретное служение – это отработка отдельных танцевальных движений, а также общая физическая подготовка тела танцора. А кто занимается ценительным служением? А в первую очередь зритель, которому этот танец нравится, но не просто нравится, развлекает, отвлекает от ежедневных тягостных забот – нет! Танец поднимает этого зрителя до архетипа Прекрасного Телодвижения, до архетипа Танца – с большой буквы. И тогда этот зритель действительно воздействует на архетип Танца и меняет его в лучшую сторону. А если ценители тупые, то они архетип Танца глушат.  

Надо понимать, что четырёхаспектное служение воздействует на сам архетип, но это большая тема, и я сейчас ей заниматься не буду. Однако вы имейте в виду, что Абстрактный мир весьма динамичен. Архетипы меняются: они рождаются, модифицируются и умирают. И то, как архетип воплощается, и то, ему служат при воплощении, на конкретном уровне и при ценительном служении, при схоластическом служении, -  всё это очень сильно влияет на него. И истинный служитель этого архетипа, конечно же, это чувствует. Воплощающее служение – это выражение в танце мысли, образов, идеи, но самое главное – это воплощение самого архетипа Танца. А восхищённый просмотр танцевальных представлений и фильмов – это ценительное служение.

И здесь для меня вопрос. Как вы думаете, что должен уметь и чему должен учить учитель танцев: вообще и ваш лично учитель? Это очень серьёзный вопрос. Каким из четырёх видов служения должен заниматься учитель танцев, и чему он должен учить: какому виду служения в первую очередь, а какому – в последнюю.

Есть очень большая разница между восточным и западным подходами. Служение архетипу, с точки зрения восточного человека, выглядит так. Сначала идёт предварительная настройка: год или два идёт чисто схоластическое служение. Потом идёт длительное конкретное служение – не один год. И лишь после того как пройдены и изучены базисные практики, начинается включение воплощающего и целительного служения. Взгляд же Запада точно противоположен: он во многом отрицает схоластическое и конкретное служение, а основной акцент ставит на воплощающем и ценительном служении. И тогда получается, что преподаватель «зажигает», а все остальные смотрят на него, пытаясь повторить и восторгаясь, и плюс ещё проанализировать, как это движение сделать. Естественно, что это никуда не ведёт. Я с этим сталкивался не раз. А по своим личным вкусам, я в этом смысле человек восточный.

P/S Вот писав этот текст я задумалась, какому архетипу я больше в данный момент служу? Танца, Трудам Авессалома Подводного, или чему-то ещё? И на каком уровне? Ну для себя я поняла, что я близка к схоластике, притом во многих видах служения…)

Вообще, Авессалом почти всегда даёт после окончания главы домашние задания. Я напишу их здесь, может кому будет интересно.

Рассмотрите три архетипа: архетип Красоты, архетип Возвышенной Эмоциональной Любви (за которую у греков отвечала Афродита Урания), и архетип Практической и Сексуальной Любви (ей покровительствовала Афродита Пандеймос, то есть Афродита Общенародная). Подумайте о служении этим трём архетипам. Свойственно ли вам это служение? Если свойственно, то, какие совсем типы этого служения вами более или мене освоены? Напоминаю, мы рассматриваем четыре типа служения: схоластическое, воплощающее, конкретное и ценительное.

Tags: А.Подводный, Архетипы, Танцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments